Главная
Классификация
пси-явлений
Парапсихология
в России
Персоналии
Несостоявшиеся
чудеса
Внечувственное
восприятие
Психокинез
Посмертные
явления
Литературная
страница
Практические
методики

ВНЕЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Учиться или спать?

Миры внутри тебя

 

Дольмены -
дома карликов
Что стоит за безудержным воображением?
Молитвы
исцеляющая сила
Чудеса обезболивания
Артефакты
глубокой релаксации
Тайна дуэли
Лермонтова
Третий глаз
В царстве Морфея
Тайны
волшебной палочки
Учиться или спать?
Откуда звучит
внутренний голос?
Тайны сна
Осторожно:
зомбирование
В путах лабиринта
Русские крысы
"переплюнули"
английских кошек
Смерть
в сонном царстве
Дверь в иной мир
Дольмены Геленджика
Таинственный Синь-камень

Чтобы задать правильный вопрос,
надо знать большую часть ответа.

Р. Шекли

    В XVII веке в Финляндии суд приговорил одного студента к смертной казни. Но ничего плохого этот человек не совершал. Судили его за то, что он... «с неимоверной быстротой изучал иностранные языки, что невозможно без содействия нечистой силы».
    Сегодня полиглотам, что в дословном переводе с греческого означает «многоязычные», ничего не угрожает. Мы ими восхищаемся. Еще бы: итальянский профессор Карло Тольявини владеет, говорит, читает и пишет тридцатью пятью языками, на ста двадцати - может объясниться Пент Нурмекунд, родившийся в Эстонии в 1906 г., свободно владел ста иностранными языками. Московский спортивный журналист Юрий Соломахин без труда изъясняется на 38 языках, а парижанин Григорий Колпакчи даже не знает точно, сколькими языками владеет.
    (Справка: до нашей эры человечество говорило на 12000 языках; во времена Рождества Христова - на 10000; до XV века - на 9000; в настоящее время - на 6000. К концу XXI века, по прогнозам, сохранится всего 600 языков).
    Конечно, наше восхищение, как и былой суеверный страх, говорит о сложности освоения языков и феноменальных способностях тех, кто без усилий с этим справляется. Но вот в середине 60-х годов в прессе появились сообщения о гипнопедии («гипнос» по-гречески означает сон) - методе обучения во время естественного сна. Многим казалось: еще шаг - и поражающие воображение результаты одиночек станут доступны всем.

Фантастика выдается за реальность

    Действительно, открывалась фантастическая перспектива - гипнопедия способна удлинить жизнь! Время, которое человек бессмысленно теряет во сне, могло стать насыщенным и плодотворным. Здесь нужно заметить, что метод обучения во время сна был известен еще с глубокой древности. Так, индийские йоги для тренировки памяти во сне запоминали труднейшие тексты. Факиры Индии с целью выработки у своих учеников наблюдательности, внимания, памяти обучали их во время сна. В Эфиопии лебашам (сыщикам) в состоянии сна подробно перечисляли приметы преступника.
    Впервые в XX веке обучать во сне стали якобы в США. Вот что по этому поводу писал репортер из Парижа И. Пишон в популярном французском журнале «Science et Vie» («Наука и жизнь») № 511 (1960) в статье «Peut-on apprendre pendant le sommeil». «Гипнопедия родилась недавно. В 1922 году преподаватель радиотехники на американской военно-морской базе в Пенсаколе (Флорида) впервые применил этот способ для обучения офицеров телеграфному коду. Для этого ученики надевали на ночь наушники».
    На самом деле, пишет известный российский психиатр и сексопатолог профессор А.М. Свядощ, ничего подобного и в помине не было. Просто научно-фантастическую новеллу американца Гуго Гернсбека приняли за реальность. А было это так. В 1911 году в нескольких номерах журнала «Modern Electrics» («Современная электроника») печаталась новелла Гуго Гернсбека «Ральф 124С41+». В ней рассказывалось, что в 2660 г. люди будут обучаться во сне. В 1921 и 1923 годах новеллу несколько переработали и переиздали под названием «Learn while You Sleep» («Учись во сне»). «Ради рекламы, - пишет Свядощ, - в нее включили письмо радиста с морской базы в Пенсаколе. Радист уверял, что, прочитав новеллу, он решил испробовать предложенный фантастом метод в реальной действительности. И якобы наутро некоторые из спавших в наушниках смогли быстрее, чем обычно, принять на слух сигналы азбуки Морзе... Этот любопытный опыт, к тому же опубликованный в фантастической книге, едва ли следует принимать всерьез».
    Любопытно, но и в последующем в истории гипнопедии желаемое нередко выдавалось за действительное. Так, В.Н. Куликов в статье «К вопросу о гипнопедии», опубликованной в журнале «Вопросы психологии» (№ 2, 1964), утверждает, что первые научные исследования по запоминаемости слов спящими были проведены в 1932 году А. Хакслеем. В действительности же А. Хакслей в 1932 году написал научно-фантастическую новеллу «Brave new world» («Смелый новый мир»). Хотя в ней и шла речь об обучении во время сна, но это была лишь фантазия писателя, а не научные данные, полученные исследователем. «Вслед за А. Хакслеем, - пишет В.Н. Куликов, - экспериментальное обучение спящих студентов языку начал М. Шировер». На поверку и это оказалось вымыслом. Шировер опубликовал научно-фантастический рассказ «Cerebrophone, Inc» («Цереброфон»), где описал прибор для обучения во время сна.
    Справедливости ради нужно сказать, что в 1947 году в Сан-Франциско инженер Э. Браун по просьбе М. Шировера создал для проведения экспериментов прибор «дормифон». Он представлял собой комбинацию патефона с электрическими часами и наушниками, которые помещались под подушку. В 1948 году Р. Элиот использовал это устройство для обучения студентов во время сна.

Они были первыми

    Первый в мире научный эксперимент по выяснению возможностей восприятия речи во время естественного сна поставил уже упомянутый А.М. Свядощ в 1936 году. Более того, в 1940 году он обобщил свои исследования и представил их в виде диссертационной работы «Восприятие речи во время естественного сна». Именно она и проложила путь к научному осмыслению гипонопедии. В работе ученого были приведены экспериментальные доказательства того, что в период естественного сна человек способен воспринимать речь (иностранные слова, тексты технического, философского и др. Содержания), переданную другими лицами или воспроизводимую в звукозаписи. Воспринятая таким образом речь может усваиваться без искажения и воспроизводиться после пробуждения. Оказалось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в обычном состоянии бодрствования. Люди, прослушавшие во сне тексты (по часу в течение шести дней подряд), никаких признаков утомления не отмечали.
    Но каким образом информация попадает к нам в мозг, когда мы спим? - может спросить читатель. Действительно, вопрос не праздный. Если человек слышит какие-либо звуки, он не спит. А если погружен в сон, то должен, казалось бы, ничего не слышать. А.М. Свядощ считает, что во время сна мы слышим, но не осознаем этого. К примеру, уставшая мать может крепко заснуть возле своего чада и не реагировать на любой посторонний шум. Но как только малейший шорох будет исходить от ребенка, она немедленно пробуждается. Военнослужащий может крепко спать, не реагируя на громкие звуки орудийной стрельбы, однако мгновенно начнет бодрствовать, когда услышит сигнал тревоги, поданный часовым.
    Все это возможно в тех случаях, когда в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый «сторожевой пункт». Именно через него находящийся в «царстве Морфея» человек может поддерживать контакт - раппорт (от французского rapport - отношения, связь, сношения) с окружающим миром. Здесь нужно отметить, что сон со «сторожевым пунктом» конечно же будет частичным.
    Любопытно, но явления раппорта свойственны не только человеку. Являясь биологически целесообразными, они встречаются и у представителей животного мира.
    Выдающийся русский физиолог Л.А. Орбели приводит интересное наблюдение. «Головоногий моллюск осьминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дно аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит. Но из восьми ног одну он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху и постоянно проделывает вращательные движения. Интересно, что если тронуть палочкой туловище или конечность спящего спрута, он не просыпается, но если вы прикоснетесь к дежурной ноге, то он просыпается, выпускает черную краску и вообще проявляет соответствующую активную реакцию». Несомненно, во время сна осьминог сохраняет «сторожевой пункт», через который и происходит контакт (раппорт) с внешней средой.
    Завершая рассказ об исследованиях А.М. Свядоща, подчеркнем, что именно он впервые доказал возможность обучения во сне и осуществил обучение речевому материалу.
    Ничего не зная о его работах, в 40-х годах исследования по проблеме гипнопедии проводил также заведующий Института языковедения Академии наук УССР кандидат филологических наук Л.А. Близниченко. Он много думал о новой, еще не существующей отрасли педагогики. Как учить иностранному языку? Целыми фразам или отдельным словам и выражениям. Переводить сразу на родной язык или нет? Нужно ли повторять днем, что запомнил во сне, или, наоборот, просматривать текст предварительно? Прошли годы, и Л.А. Близниченко разработал методику обучения людей во время естественного сна.
    По данным автора, человек во сне усваивает от 92 до 100% учебного материала. Знания у обучающихся, таким образом, более глубокие, чем у тех, кто осваивает науку обычным методом. Например, продолжительность изучения иностранного языка при помощи гипнопедии можно сократить в три-четыре раза.

Эксперимент на себе

    В конце шестидесятых годов многие, прослышав о чудесных возможностях гипнопедии, экспериментировали на себе. Увлечение обучением во сне приобрело даже форму эпидемии. Кому же не хочется, не затрачивая усилий, выучить, например, английский язык. Я не стал исключением.
    Сначала записал на магнитную ленту уроки английского языка. С помощью самодельного устройства магнитофон «Астра-2» включался и выключался автоматически с пяти до шести часов утра. Эксперимент длился с сентября 1968 года по февраль 1969-го. Каждый урок прослушивался восемь раз. Время одного прослушивания длилось 55-60 минут. Всего было 56 сеансов гипнопедии.
    На первых этапах в период прослушивания меня преследовали кошмарные сновидения, приводившие к внезапному пробуждению с ощущением панического ужаса. Часто, находясь в «объятиях Морфея» видел, как меня пытают в застенках гестапо и отчетливо слышал голоса палачей. В состоянии бодрствования после этого отмечались повышенная утомляемость и головные боли. Сновидения, сопровождающиеся кошмарами, преследовали на протяжении всего курса обучения. Начиная с 42 занятия, появились ощущения покалывания в кончиках пальцев рук и ног.
    Примерно после 45 занятия стало довольно легко читать незнакомый английский текст, причем смысл прочитанного воспринимался очень быстро, интуитивно. Даже трудные тексты теперь легко воспринимались без словаря. Особенно легко запоминались стихи. Усвоение материала уроков значительно облегчалось, когда одновременно они прослушивались и просматривались в учебнике.
    Приведенное наблюдение вообще-то подтвердило эффективность обучения в период сна, но выявило и отрицательную сторону гипнопедии. Стало ясно, что кустарные опыты подобного рода могут нанести вред организму.
    Кстати, вопрос, не вызывает ли гипнопедия функциональных расстройств нервной системы, утомления, интересовал отечественных исследователей давно. Мнение специалистов по этому поводу оказалось неоднозначным. Так, уже упомянутый Л.А. Близниченко считает, что утомляемость при восприятии речи во время сна даже меньше, чем в бодрствующем состоянии. Однако А.М. Свядощ предостерегает: неумелое экспериментирование с гипнопедией может нанести вред здоровью. Особенно недопустимо оно в отношении детей.

Некоторые итоги

    В середине семидесятых годов много экспериментов в московских техникумах и институтах провела учебно-экспериментальная лаборатория иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР. В 22 часа обучаемые укладывались в постели в специально оборудованных спальных комнатах (классах). Перед засыпанием им читали тексты на иностранном языке, через динамики, укрепленные в изголовье. В десять часов вечера ровно свет отключался, спокойная тихая речь преподавателя, записанная на магнитофонную пленку, звучала над спящими.
    Как правило, за ночь, точнее, за вечер (использовалась только начальная фаза сна) студенты узнавали несколько десятков новых слов. На рассвете эти же слова будили их. Звук при этом транслировался с обычной громкостью. Для закрепления материала днем обучающимся предоставлялись часы самоподготовки. Во время нее занимающиеся читали литературу на иностранных языках в подлиннике. Курс обучения длился примерно год.
    Проведенный масштабно эксперимент выявил некоторые неудобства использования гипнопедии. Действительно, для обучения во сне необходима дорогостоящая техника и специально оборудованные спальные классы. Кроме того выяснилось, что такое обучение не может заменить естественный педагогический процесс. Оно оказывается полезным лишь для закрепления в памяти отдельных видов информации, например, математических формул, иностранных слов и т.п. Таким образом, отдельные удачные результаты обучения во сне, широко разрекламированные в печати в 60-х годах, при тщательной проверке оказались довольно скромными.

Ночью надо спать

    Исследователи считают, что сон дан человеку Творцом для «внутренней работы мозга» в изоляции от окружающего мира. Сновидения, возникающие преимущественно в парадоксальную фазу сна, тоже вероятно необходимы венцу природы для нормальной жизнедеятельности. А что делает гипнопедия?
    Она систематически нарушает наш сон, особенно (как показали электроэнцефалографические исследования) в парадоксальную его фазу.
    Не нанесет ли это непоправимый вред хомо сапиенсу? Ответа пока нет.
    Известный швейцарский исследователь сна профессор А. Борбели заметил однажды: «Имея дело со сном, каждый раз лицом к лицу сталкиваешься с явлением, которое, с одной стороны, кажется предельно простым, а с другой - постоянно ускользает от научного понимания». Поэтому следует с большой осторожностью относиться к обучению во сне. Наш уровень знаний в этой области, несмотря на гигантские успехи физиологии и медицины, пока недостаточен. Но логика подсказывает уже сейчас, коль сон дарован нам природой, он жизненно необходим каждому из нас. А посему - ночью надо не учиться, а спать!

    P.S. Мнение директора Сомнологического центра Минздрава РФ доктора медицинских наук профессора Я.И. Левина таково:
    - На самом деле для того, чтобы обучаться во сне, надо находиться в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием. Однако во всем массиве сна это состояние занимает всего 5%, а поддерживать его искусственно достаточно сложно, к тому же это чревато развитием расстройств сна. Более того, чем дольше человек углубляется в сон, тем меньше он реагирует на внешние стимулы (шум, голоса), за исключением биологически значимых звуков, например, плача ребенка. Таким образом, полноценное обучение во сне неэффективно.

Александр Потапов

Журнал «Невероятный мир». 2000, № 9, с. 12-14.

При использовании материалов указание автора и ссылка на сайт обязательна!

© Санкт-Петербург, 2006-2011

UserLine ЪРвРЫЮУ єРвРЫЮУ бРЩвЮТ OpenLinks.RU ЗёБВЛ№ ёЅВµАЅµВ - logoSlovo.RU ??????? ?????? :: ??????????????? ?????? iTotal.RU ??????? ?????? iLinks.RU Rambler's Top100