Главная
Классификация
пси-явлений
Парапсихология
в России
Персоналии
Несостоявшиеся
чудеса
Внечувственное
восприятие
Психокинез
Посмертные
явления
Литературная
страница
Практические
методики

НЕСОСТОЯВШИЕСЯ ЧУДЕСА       

Мистический Петербург
Что может экстрасенс?
Почему "глючит" компьютер?

Мистический Петербург

Ах, Петербург, все в тебе очень странно
Серебристо-призрачный город туманов.

Н. Агнивцев

Жуткая тайна Кунсткамеры разгадана

    В 1995 году в одной из петербургских газет появилось сенсационное сообщение Татьяны Белощуцкой о жуткой тайне Кунсткамеры. В нем сообщалось: «В Кунсткамере есть такой зал, где ни одна школьная экскурсия не проходит без того, чтобы кто-то из подростков не шлепнулся в обморок». Далее в заметке, со слов смотрительницы этого зала Тамары Егоровой, говорилось, что в день падают до восьми человек. Геопатогенной зоны там не выявили. Заканчивалось сообщение вопросами: «Так что же это за черная яма в центре самого старого музея России? И кто разгадает загадку Кунсткамеры?»
    Меня заинтриговало, почему в петровском кабинете редкостей дети «пачками» падают в обморок. Для читателей из других мест, которые не были в этом зале, сообщим, что здесь выставлены экспонаты из коллекции анатомический аномалий.
    И вот я в музее. Являясь членом Ассоциации прикладной парапсихологии и владея методом биолокации, я проверила пространство на наличие геопатогенных зон при помощи специального индикатора - ничего особенного. Только в центре зала, как и полагается под куполом, проходит энергетический «столб». Прошло несколько экскурсий - в обморок никто не упал. Я выборочно проверила «Карточкой-индикатором состояния» американской фирмы «Фьючерхелс» («Будущее здоровье») десять подростков. Удивительно, что все они находились в состоянии либо эмоционального напряжения, либо стресса. Столько же замеров в других залах показали нормальное состояние экскурсантов. Тогда я обратилась к сотрудникам музея.
    Тамара Кузьминична Федосеева работает в Кунсткамере 10 лет, пять из них отдала круглому залу:
- Случаи обмороков есть, но не в большом количестве. Я считаю, что это происходит из-за духоты и большой нагрузки: к нам приходят, как правило, после других музеев. Или приезжают издалека, уже в дороге устают. Однажды мальчику 12 лет стало плохо, покормили его - и все прошло.
    Кстати, обмороки случаются и в других залах, в «Китае», например, а там ничего особенного нет. Может, это и от восприятия зависит. Если кому-то не нравится на уродцев смотреть, садятся в сторонке и ждут остальных. Но в основном рассматривают, расспрашивают, зарисовывают, фотографируют.
    Сами мы ничего необычного не ощущаем. До Егоровой у нас об этом никто и не говорил. Может, она такая чувствительная была, говорила, что ей в одном месте не по себе становится. 
    
С Тамарой Егоровой поговорить не удалось, она уже не работает здесь. Андрей Викторович Громов, экскурсовод, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН:
- На нашей выставке редкостей из петровской коллекции обмороков не было. А о Петровском зале только слышал из разговоров. Но там нет вентиляции.
    Александр Георгиевич Новиков, дежурный по охране пожарной сигнализации:
- Работаю сутками рядом с круглым залом. Было несколько случаев. Падают в обморок, я бы сказал, худосочные дети. Возраст - 10-12 лет. Очень много информации получают, а восприятие у всех разное. Я вот прочитал где-то, что у нас во дворе, где стоят каменные бабы, на клумбе кто-то излечился. После этого сам пошел проверять. Вынес кресло на клумбу, два часа сидел - ну хоть бы что-нибудь почувствовал или бы болячка какая прошла.
    Я попала во дворик, обойдя музей. В окружении ацтекских идолов - совершенно голая куполообразная клумба. К центру ее протоптана тропинка, а на «макушке» - следы страждущих исцелиться. Проверила клумбу на наличие геопатогенной зоны - чисто.
    Что же получается? Сотрудники музея случаи обмороков дружно объясняют с точки зрения здравого смысла. Геопатогенных зон нет. Остается эмоциональный фактор. Я обратилась за разъяснением к знакомому психофизиологу из военно-Медицинской академии. Вот что он рассказал?
    Обморок - наиболее распространенное и легкое проявление острой сосудистой недостаточности, в основе которой лежит внезапное кратковременное малокровие головного мозга. Непосредственной причиной обморока может быть рефлекторное падение сосудистого тонуса. Это возникает как при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы, кровопотерях, так и при разных внешних воздействиях (боль, страх боли, вид крови, сильное волнение, духота в помещении). Чаще всего обморок случается у людей утомленных, голодных, перенесших инфекционное заболевание.
    На мой взгляд, кратковременные потери сознания у детей в Петровском кабинете редкостей объясняются довольно просто. Они обусловлены эмоциональным стрессом, который испытывают подростки при виде различных анатомических аномалий. (То, что это действительно так, показали сделанные мной замеры). Обмороки такого рода получили название эмоциогенных и в настоящее время довольно хорошо изучены.
    А вот мнение известного целителя Виталия Богдановича, автора многих книг, в том числе и по энергетике искусства:
- В Кунсткамере находятся подлинные вещи цивилизаций, обладавших мифологическим мышлением. В него входило в том числе и обожествление всего окружающего мира - рукотворного и природного. Дети в музее как бы проходят всю историю, как и та цивилизация, которая представлена в конкретном зале. Магические предметы действуют на них по-разному, но очень близко по восприятию. Это и создает некоторые предпосылки для дальнейших реакций.
    А конкретно в петровском зале действует энергетика формы - купол, который всегда действует (на кого как). Во-вторых, в юном возрасте (10-12 лет) к людским уродствам относятся особенно трепетно, т.е. все «примеряют» на себя. Плюс в эти годы идет перестройка детского организма на более взрослый. Суммарно и складываются предпосылки для психоэмоционального срыва, который может проявиться как в поведенческих реакциях (возбужденность, крик), так и в физиологических - обморок.
    Вот и закончилось мое журналистское расследование. Оказалось, можно не опасаться «черной ямы в центре самого старого музея России».

Проклятие невского сфинкса

    В конце 1996-го - начале 1997 года в петербургских газетах появилось сенсационное сообщение Полины Коновроцкой (наиболее полный вариант в «Петербургских тайнах» за 1996 г.) о том, что сфинксы, которые находятся рядом с Академией художеств, аномально воздействуют на людей. Они зомбируют жителей нашего города. Приказы, которые отдают каменные монстры своим жертвам, могут быть самыми разными: украсть, пошантажировать, подраться - в общем, все что угодно, вплоть до убийства и других видов насилия. В 1996 году самые талантливые, подающие надежды выпускники государственного университета, не говоря о преподавателях, стали жертвами энергетической атаки сфинксов. Приводились случаи, когда прогулки к сфинксам вызывали у наших сограждан душевные болезни, разрушали семьи, провоцировали самоубийства.
    По мнению историка - специалиста по Древнему Египту - Виталия Степановича Герасимова, зомбирование людей происходит следующим образом. «Обычно жертву тянет прогуляться по набережной. В районе академии это желание усиливается, человек почти бежит к сфинксам.
    Единственное, что он видит, это лицо статуи, которое изредка превращается в морду львицы. Он чувствует психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Выйдя из оцепенения, человек и не вспомнит, что с ним было за эти несколько минут, но он будет все равно ощущать над собой власть сфинкса». Обычно, как утверждает В.С. Герасимов, в качестве жертв полудевы-полульвицы выбирают представителей интеллектуального труда - ученых, преподавателей или деятелей искусства. Чаще всего каменные изваяния оказывают пагубное воздействие на людей в зимнее время или когда идет дождь. Влияние их может продолжаться несколько суток.
    Прямо по В. Высоцкому: страшно, аж жуть! Оказывается, твари с головой женщины и телом льва сводят на нет духовность нашей элиты!
    Я не слишком-то поверила в эти «факты» и решила попробовать докопаться до истины. Сначала я посмотрела доступную литературу, и вот что выяснилось.
    В.С. Герасимов в публикации утверждает, что «имя Сфинкс возникло из сближения с глаголом «сжимать», «удушать», а сам образ - под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы. Древняя «сфинкс» была свирепым чудовищем, пожиравшим тех, кто не мог разгадать ее загадку. По одному из мифов, только Эдипу удалось проникнуть в тайну, и тогда в отчаянии Сфинкс бросилась в пропасть. Как видно, многие сейчас допускают ошибку, говоря о Сфинксе в мужском роде. Это женское начало, причем коварное и опасное».
    Так ли это? Несмотря на то что «сфинкс» - слово греческое, корни его надо искать в Египте. Во-первых, потому, что «наши» сфинксы привезены в «град святого Петра в 1832 году» из «древних Фив в Египте»; во-вторых, потому, что древнейшие из дошедших до нас изображений - Большой Сфинкс из Гизы - тоже египетское, и представляет собой, кстати, бескрылое чудовище с львиным телом и мужской головой. Именно из Египта миф о Сфинксе распространился в Ассирии, Греции, а затем и во всей Западной Европе.
    В Древнем Египте эти изваяния обозначались словом «шепесес-анх», что можно перевести на русский язык как «драгоценный живой образ». Для египтян в них не было ничего ужасного. Это был образ, призванный выражать некую идею, как, например, Родина-мать у нас.
    По другим сведениям, иероглиф Сфинкса «неб» означал «хозяин», «правитель». Сфинкс служил также символом постижения истины, а еще считался охранителем религии и божественных мистерий и даже символом воскрешения после смерти. Лишь позднее греки под впечатлением величия этих статуй сложили легенду о крылатой полудеве-полульвице.
    Даже в древние времена не существовало единого представления о Сфинксе. Как уже сказано, в Египте он представлял собою бескрылое мужское существо и часто изображался сидящим. В Древней Месопотамии Сфинкс мог быть и мужским, и женским, и крылатым, и бескрылым существом. Женские сфинксы часто встречаются в искусстве Финикии и Сирии. В Древней Греции Сфинкс обычно изображался с женским лицом и грудью, крыльями орла и телом льва. Изображения лежащего Сфинкса у греков встречаются достаточно редко.
    В греческих легендах Сфинкс ассоциировался с душевными болезнями и смертью. Видимо, исходя из этого, В.С. Герасимов трактует разрушительное влияние каменных чудовищ на наших сограждан. Но надо еще раз подчеркнуть, что изваяния, стоящие, а точнее, лежащие напротив Академии художеств, - из Египта.
    В анналах истории сохранилось лишь одно свидетельство «общения» египетских изваяний с людьми. В Гизе у Большого Сфинкса стоит стела, на которой высечен текст легенды. В ней рассказывается о том, что фараон 18-1 династии Тутмос IV, будучи еще наследником, прилег отдохнуть в тени Сфинкса и задремал. Его разбудил громовой голос. Сфинкс, называясь именем Хор-эм-ахет, просил освободить его от заносящих песков и обещал за это сделать юношу самым могущественным фараоном, при котором Египет процветал. Так что исход этого «общения» был более чем благоприятным.
    Таким образом, с теоретической частью я для себя разобралась. К «нашим», египетским, сфинксам применимо выражение «Не так страшен черт, как его малюют».
    Однако был еще и эксперимент, проведенный В.С. Герасимовым. Суть его в том, что исследователь «путем логического анализа выбрал потенциальную жертву» и оставил «участника этой дьявольской игры» смотреть в лицо сфинкса, а сам наблюдал поодаль. Когда ему показалось, что человек попал под пагубное воздействие изваяния, он решил вмешаться и дотронулся до сфинкса. «Мое прикосновение разрушило всю игру, заклятие в этот раз не сработало. Но еще долго после этого дня меня мучили головные боли, повышенное давление», - говорит историк.
    Этот эксперимент (или все-таки игра?) подтолкнул меня к проведению собственного исследования. Для большей объективности помочь в этом я попросила своего знакомого психолога, работающего в одном из закрытых НИИ. Он любезно согласился, но предупредил, что проверить имеющиеся факты непросто, нужно время, терпение и настойчивость. Встретились мы лишь спустя месяц, и вот что рассказал мне Михаил В. «Я попытался выяснить, действительно ли сфинкс оказывает на человека психологическое давление, перерастающее в состояние тревоги. Дважды в день - в обеденный перерыв и после работы (благо наше учреждение недалеко от набережной) я приходил к каменным изваяниям и замерял свое функциональное состояние с помощью специальных приборов. Они портативны, легко умещаются в портфеле и дают экспресс-информацию о психоэмоциональном напряжении человека. Несколько раз я приезжал к сфинксам в плохую погоду, когда дождь лил как из ведра, и был на набережной совсем один.
    Ежедневно в лаборатории в состоянии покоя я определял уровень реактивной* тревожности с помощью теста Ч.Д. Спилбергера,** замерял свое эмоциональное возбуждение прибором «Биометр» и фиксировал функциональное состояние специальной карточкой-индикатором фирмы «Фьючерхелс» (США). Затем те же показатели регистрировал, находясь рядом с изваяниями.
    Я предполагал, что выявятся различия в моем функциональном состоянии по сравнению с покоем. Но, как ни странно, полученные объективные результаты красноречиво свидетельствовали - никакого психоэмоционального напряжения, тем более тревоги, около мифических созданий я не испытывал. Аналогичные исследования провели еще двое моих коллег - тот же результат. Так что наше твердое мнение - «проклятие сфинксов», мягко говоря, выдумка».
    Чтобы убедиться в этом самой, я отправилась в ближайшие выходные к сфинксам вместе с Михаилом В. Перед поездкой утром я прошла тестовые испытания в покое. Уровень реактивной тревожности оказался у меня низким, остальные параметры, зафиксированные приборами, - в пределах нормы. Эти же замеры, проведенные рядом со сфинксами, оказались такими же!
    На всякий случай я проверила наличие геопатогенных зон у подножия изваяний с помощью специального прибора, и опять ничего!
    Мой знакомый, сославшись на занятость, уехал, а я еще долго ходила, всматриваясь в их застывшие лица. Они спокойно, величественно и безучастно глядели на меня. Невольно я залюбовалась этим удивительным великолепным ансамблем, установленным на набережной Невы.
    И тут мне стало понятно: нет никакого основания ни студентам, ни преподавателям университета опасаться мифических гигантов. Они стоят здесь во благо. Ведь в Древнем Египте, откуда они были доставлены «в град святого Петра», сфинксы служили символом постижения истины.

* Эмоциональная реактивность – психическая характеристика силы и быстроты эмоциональных изменений.
** Ч. Спилбергер - автор распространенной в настоящее время методики выявления состояния тревожности, определяет его как синдром субъективно переживаемых эмоций озабоченности, беспокойства, нервозности, сопровождающихся одновременной выраженной активацией нервной системы).

Людмила Осокина, член Ассоциации прикладной парапсихологии

Книга «Невероятная реальность: Феномены, тайны, гипотезы». М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2005, с. 219-226.

При использовании материалов указание автора и ссылка на сайт обязательна!

© Санкт-Петербург, 2006-2012

UserLine ЪРвРЫЮУ єРвРЫЮУ бРЩвЮТ OpenLinks.RU ЗёБВЛ№ ёЅВµАЅµВ - logoSlovo.RU ??????? ?????? :: ??????????????? ?????? iTotal.RU ??????? ?????? iLinks.RU Rambler's Top100